Что такое лингвистические способности?
21 марта
2007
Авторы: "Образование и Бизнес"
Берясь за изучение иностранного языка, человек, прежде
всего, должен четко определить цель, которую он ставит перед собой, и
проанализировать свои возможности.
Надо иметь в виду, что, независимо от целей, сроков,
способностей и пр., язык надо изучать в комплексе. На языке мы говорим, пишем,
читаем, язык мы понимаем на слух. Неправильным было бы уметь только читать, не
понимая речи, или только говорить, но не уметь прочесть написанное. Однако в
реальной жизни язык изучается неравномерно, и навыки чтения, письма, устной
речи то и дело "опережают" друг друга в развитии. Родной язык ребенок
познает по этапам: сначала он год-два только слушает, занимается, так сказать,
аудированием, потом начинает говорить, и только с 4-6 лет учится читать и
писать.
Для иностранного языка такие темпы, конечно, немыслимы,
поэтому очевидной становится необходимость четко решить для себя: зачем нужен
иностранный язык, что вы собираетесь с ним делать, и, исходя из этого,
расставлять приоритеты ? прежде всего выбирая между устной и письменной речью.
Если вам нужно научиться читать тексты по своей специальности и переводить свои
статьи или резюме на иностранный язык, тогда, разумеется, следует начинать с
грамматики. Это не значит, что вам не нужно слушать магнитофонные записи
аудиокурсов или заучивать разговорные формулы - для овладения языком все это
необходимо, - но пока это будут второстепенные цели. С другой стороны, если вам
придется регулярно сталкиваться с ситуациями реального общения (отвечать на
английском языке по телефону, объяснять, показывать, провожать кого-либо
куда-либо и т. д.), то прежде всего нужно приобретать устные разговорные
навыки. И здесь вам, конечно, не обойтись без грамматики и без заучивания новых
слов, но приоритетом в этом комплексе будет ваша работа по развитию понимания
иностранной речи на слух, заучиванию разговорных штампов. Немаловажен и своего
рода аутотренинг по снятию (или уменьшению) страха перед говорением на
иностранном языке.
Вторым важнейшим фактором, который надо учитывать,
принимаясь за изучение заморского языка, являются личные возможности человека.
В это понятие входят такие "детали", как финансовые возможности,
время, способности и тип нервной системы. О первых двух вещах на этих страницах
говорить, естественно, не имеет смысла. Поговорим о лингвистических
способностях. Вопрос о наличии или отсутствии их очень сложен; западные
методисты и психологи открыто признают, что механизм усвоения языка еще не
понят окончательно из-за его исключительной сложности. Однако известно, что
человек имеет преимущества при изучении иностранного языка, если:
1) обладает хорошей слуховой дифференциальной
чувствительностью, т. е. различает звуки и их оттенки, узнает их в потоке речи
и имитирует их;
2) обладает достаточным объемом памяти.
Можно говорить о разных типах памяти: зрительная, слуховая,
моторная; кратковременная - долговременная; механическая, логическая,
ассоциативная, эмоциональная и т. д.
Когда жалуются на плохую память, имеется в виду
недостаточный объем механической памяти, когда слова просто "не
запоминаются". Это чаще всего явление возрастное (речь не обязательно идет
о старческом возрасте), которое является своеобразной платой за жизненный опыт - информацию, полученную мозгом. Хорошая механическая память - это не уставший
быстрый ум. Было бы грустно, если бы показатели механической памяти с возрастом
просто ухудшались и ничем не компенсировались. Но в том-то все и дело, что с
возрастом, с увеличением жизненного опыта, ухудшением механической памяти
улучшаются показатели логической памяти.
Конечно, для запоминания новых слов нужна хорошая
механическая память. Ее нужно тренировать, но и подстраховывать себя
использованием логики, ассоциаций и эмоций при запоминании.
3) обладает словесно-логическим мышлением. В этом случае
человек может усваивать язык индуктивно, переходя от частного к общему. Поняв
какое-то правило на конкретном примере, он логически переносит этот частный
случай на другие схожие ситуации и распространяет свое знание с частного на
общее, расширяя таким образом свои возможности понимания и говорения.
Короче говоря, лингвистические способности - это память,
слух и логика.
Человеку очень важно знать себя, свои слабые и сильные
стороны, чтобы компенсировать свои слабости с помощью своих же сильных сторон.
Вы плохо понимаете речь на слух? Тренируйтесь, старайтесь побольше слушать, но
при этом подключайте логику, старайтесь догадаться, о чем идет речь. Плохо
запоминаете слова? Старайтесь придумать какой-нибудь логический способ
запоминания, используйте ассоциативное мышление. |
 |
 | Для клиентов |  | |
|
 |
|
 | Для входа в клиентскую часть используйте Номер Вашей персональной карты и пароль, выданные сотрудниками Лингва Хаус |
|
|
 | OUR CLUBS |  | |
|
 |
Наши Клубы |
 | Языковые клубы для путешественников, для деловых людей, для детей! |
|
|
|